Для того чтобы обеспечить сотрудникам организации достойную старость, любой работодатель должен перечислять в ПФР установленные законом суммы для формирования будущей пенсии работника. Таким способом законодатель регламентирует нормы, согласно которым наниматель обязан позаботиться о работнике, трудящемся на его предприятии.
Кто может быть работодателем
Согласно понятию, закрепленному в ст. 20 ТК РФ, работодателями признаются те лица, которые в процессе осуществления трудовой деятельности вступили в трудовые отношения с физическими лицами, выплачивали им положенную за осуществление работы заработную плату, а также все необходимые налоги и взносы в уполномоченные органы.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Работодателями, согласно ст. 6 ФЗ «Об ОПС в России», могут выступать:
- индивидуальные предприниматели;
- лица, занимающиеся частной практикой;
- юридические лица;
- граждане, добровольно прошедшие процедуру регистрации в системе ОПС;
- физические лица, в подчинении которых имеются сотрудники.
Данный перечень является исчерпывающим и закрепляет все категории граждан, которые могут выступать работодателями.
Как зарегистрироваться в ПФР страхователю
Любому физическому или юридическому лицу, которое так или иначе выплачивает денежные средства другим физическим лицам и имеет в подчинении хотя бы одного сотрудника, необходимо пройти процедуру регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде РФ, а также в Фонде социального страхования.
Взносы в ПФР помогают формировать пенсию работника предприятия или ИП, а ФСС в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, выплачивает денежные средства по:
- временной нетрудоспособности работника в период его болезни, которая подтверждается больничным листом;
- декретному отпуску, перед уходом в который необходимо собрать определенный пакет документов и подать его работодателю;
- поводу причинения работнику травм в результате ошибки на производстве.
При составлении между работником и работодателем гражданско-правового договора, в котором не указываются обязанности второй стороны по внесению взносов в фонды страхования, регистрация в качестве страхователя не требуется.
Работник организации является застрахованным лицом с того момента, когда работодатель оформил все необходимые документы для регистрации себя в качестве страхователя и выполняет требования ПФР и ФСС по минимальным отчислениям.
Необходимые документы
Для регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде работодателю в зависимости от того оформляется ли он как физическое или юридическим лицом, необходимо собрать установленный законом перечень документов разный для каждой из категорий.
Все документы можно подавать в налоговые органы города, так как ФНС после регистрации работодателя передает информацию в ПФР и ФСС.
Для оформления ИП
Для того чтобы индивидуальный предприниматель был оформлен в качестве страхователя, ему необходимо предоставить следующий пакет документов:
- заявление о регистрации, в котором будут отражены его персональные данные и информация о сотрудниках, образец заявления можно скачать здесь, кроме того бланк обращения в органы ПФР выдается на месте;
- копия паспорта с отсканированной главной страницей, а также листом с местом постоянной регистрации;
- свидетельство, подтверждающее факт создания и получения статуса ИП;
- копия ИНН предпринимателя;
- выписка из ЕГРИП, которая должна быть оформлена не более 1-го календарного месяца назад на момент подачи заявления;
- копия СНИЛС с двух сторон;
- при необходимости нужно предоставить лицензию на осуществление определенных видов деятельности;
- копия трудового договора с работником или работниками, а также при необходимости их персональные данные – информация о СНИЛС, ИНН и паспорте;
- в исключительных случаях, когда предприниматель не подает заявление самостоятельно, нужно приложить заверенную нотариусом доверенность на лицо, которое занимается оформлением документов.

Что нужно знать об индивидуальном пенсионном коэффициенте (ИПК)? Читать далее.
Однако современное законодательство позволяет предпринимателям не утруждаться составлением документов и обращением в ПФР, так как при получении первых взносов и передаче дел в налоговую инспекцию та самостоятельно направит необходимые данные в пенсионный фонд.
Для регистрации ООО
Для гендиректоров ООО и других видов юридических лиц необходимо составить установленный законом перечень документов и предоставить их в ПФР в определенный нормами права срок.
Для регистрации ООО в качестве страхователя необходимо предоставить:
- заявление от гендиректора о регистрации его компании в качестве страхователя, бланк которого можно скачать здесь, а также обратиться в ПФР и получить форму заявления при регистрации;
- копия паспорта гендиректора, в случае если он самостоятельно подает документы о регистрации, если подает иное лицо, то необходима копия его паспорта;
- документы, которые подтверждают факт государственной регистрации ООО;
- документы о постановке на учет в Налоговую службу;
- выписка из ЕГРЮЛ о компании, которая должна быть выдана не более одного месяца назад;
- данные о лицензии организации и ее копия;
- копии договоров с работниками организации;
- в случае если за генерального директора подает документы другое лицо, необходимо приложить доверенность на имя этого сотрудника.
Заявление о регистрации в качестве работодателя
При составлении и оформлении договора между предпринимателем и работником работодатель должен в течение определенного промежутка времени подать заявление на оформление. Необходимо чтобы заявление было правильно составлено, так как в противном случае оно будет отклонено, и велик шанс пропустить сроки регистрации.
В заявлении необходимо указать:
- код пенсионного подразделения и его полное наименование;
- ФИО без каких-либо сокращений, данные должны быть вписаны строго как в паспорте;
- данные о рождении;
- номер ИНН;
- адрес места регистрации или жительства предпринимателя;
- данные об адресе регистрации ИП;
- номера телефонов для связи;
- подпись и при наличии печать.
Сроки процедуры
Процедура регистрации предпринимателей и юридических лиц в качестве работодателя занимает не более пяти рабочих дней, при условии, что работодатель предоставил необходимый пакет документов, а также не допустил в них каких-либо ошибок.
Если предприниматель осуществляет трудовую деятельность самостоятельно и не имеет работников, то регистрация как таковая ему не нужна.
В случае когда предприниматель или гендиректор ООО впервые нанимает работника в свое подчинение, то он в течение 30 дней должен подготовить весь пакет документов и направить его в ПФР и ФСС, зарегистрировавшись в качестве работодателя, а также страхователя.
Для компаний, которые являются какими-либо подразделениями или филиалами с уже установленным бюджетом, открытыми счетами и налоговыми выплатами, регистрация не требуется.
Права и обязанности страхователя
Ст. 14 ФЗ «Об ОПС в России» закрепляет ряд прав и обязанной работодателя как перед органами власти, так и перед сотрудниками организации.
Страхователь имеет право на:
- защиту своих прав в суде;
- зачисление от своего имени взносов по страховой пенсии;
- консультации сотрудниками ПФР по вопросам ОПС сотрудников фирм и предприятий;
- участие в делах ПФР по вопросам ОПС сотрудников.
Работодатель обязан:
- зарегистрироваться в качестве страхователя в ПФ России;
- выплачивать определенные, установленные законом взносы на каждого из сотрудников предприятия для формирования пенсии по системе баллов – чем больше заработная плата, тем больше отчисления и выше пенсия;
- предоставить требуемый законодательством пакет документов;
- соблюдать и максимально обеспечивать сохранность прав сотрудников предприятия.
Регистрационный номер страхователя
Регистрационный номер страхователя представляет собой идентификационный номер последовательно определённых цифр, присваиваемый каждому зарегистрированному в программе работодателю.
Информацию о номере можно получить:
- по почте или в ПФР, ФСС при заключении оформления регистрации страхователей;
- в «Личном кабинете» на сайте ПФР;
- на сайте Налоговой службы в разделе о регистрации юр. лиц, ИП и КФХ.
С помощью «Личного кабинета» работодатель получает возможность использовать данные:
- о количестве уплачиваемой суммы в фонды и Налоговую;
- контролировать состояние лицевого счета предприятия;
- формировать документацию для электронной отчетности перед уполномоченными органами и отсылать ее;
- производить контроль по соблюдению правил составления отчетов и т.д.

Сохраняется ли пенсия при переезде в другой регион России? Читайте статью.
Об обязательном пенсионном страховании читайте здесь.
Органы ПФР всегда идут на встречу страхователям и в случае возникновения затруднений объясняют какие-либо интересующие моменты.
Видео: Регистрация в личном кабинете ПФР
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область - +7 (499) 110-56-12
- Санкт-Петербург и область - +7 (812) 317-50-97
- Регионы - 8 (800) 222-69-48
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.