Деятельность организаций, специализирующихся на взыскании проблемных задолженностей, урегулирована на законодательном уровне, однако часто граждане сталкиваются с грубыми нарушениями своих прав со стороны сотрудников коллекторских агентств. Оказавшись в неприятной ситуации, многие не знают, как правильно реагировать и каким образом можно решить проблему навязчивых взыскателей.
Действенным методом в борьбе со злостными нарушителями является жалоба на коллекторов. Следует разобраться, куда обращаться и как грамотно составить документ.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Какие действия считаются правомерными
Основной деятельностью коллекторов является взыскание проблемной задолженности с должника. Действуют такие агентства на основании продажи им долга первоначальным кредитором. Не секрет, что банк не выдаст кредит, если заемщик не подпишет договор с прописанным в нем условии о возможности передачи права требования долга третьим лицам.
Коллекторская деятельность регламентируется:
- ст. 382 Гражданского кодекса;
- Гражданским процессуальным кодексом;
- Федеральным законом от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ;
- Федеральным законом от 03.07.2016 г. «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…» № 230-ФЗ.
Взыскателям проблемной задолженности разрешено доводить информацию до должника и уведомлять об условиях погашения имеющейся у него задолженности определенными способами и ограниченное количество раз:
- Звонить – до 8 раз в месяц, до 2 раз в неделю и 1 раза в сутки.
- Встречаться лично дома у должника или в другом нейтральном месте – 1 раз в 7 дней.
- Отправлять уведомления почтой, электронные письма, смс-сообщения – до 16 раз в месяц, до 4 раз в неделю, до 2 раз в сутки.
Коллекторы не могут звонить заемщику в утреннее и ночное время:
- ранее 8 и позднее 22 часов в будние дни;
- в праздники и выходные – ранее 9 и позднее 20 часов;
- за звонки в неположенное время должник имеет право подать жалобу в уполномоченные органы с целью привлечения сотрудников коллекторской организации к ответственности.
Основания для обращения
На угрозы коллекторов реагировать следует незамедлительно. Жаловаться на действия взыскателей можно в различные инстанции, однако для эффективного рассмотрения ситуации необходимо наличие веских оснований.
Поводами для обращения с жалобой могут стать следующие незаконные действия коллекторов:
- Оказание любого психологического или физического давления на заемщика, угрозы причинения вреда должнику или его близким.
- Унижение личного достоинства заемщика, расклеивание листовок на дверях и стенах подъезда.
- Изъятие имущества должника без его ведома и разрешения, а также причинение вреда или уничтожение его вещей.
- Сообщение третьим лицам персональной информации о заемщике, данных о кредите и размере долга.
- Увеличение задолженности путем начисления не предусмотренных договором пени и штрафов.
- Беспокойство гражданина по утрам или ночью.
- Обращение к несовершеннолетним родственникам должника или близким, являющимися инвалидами 1 группы, а также находящимися на излечении в лечебных учреждениях.
Обратиться в уполномоченную организацию целесообразно, если должник подозревает, что коллекторы осуществляют незаконную деятельность. Например, отказ в предъявлении заемщику документов, на основании которых коллекторское агентство может взыскивать с него задолженность, с большой долей вероятности свидетельствует о нарушении закона.
Как написать жалобу на коллекторов
Чтобы пожаловаться на коллекторское агентство, нужно знать, как правильно составить заявление. В жалобе должны содержаться данные:
- фамилия, имя, отчество заемщика, его адрес, контактная информация (телефон, электронная почта);
- допущенные коллекторами нарушения и подробное описание обстоятельств, при которых они наступили;
- требования о проверке действий сотрудников агентства на соответствие закону.
К жалобе следует приложить доказательства, подтверждающие наличие нарушений со стороны коллекторов:
- протокол полиции, зафиксировавший факт прихода взыскателей домой к должнику в ночное или утреннее время, а также посещение ими рабочего места заемщика. При угрозах следует немедленно вызвать полицию и закрепить документально эту ситуацию;
- распечатка звонков на работу или в ночной период.
С помощью грамотно написанной жалобы и документального подтверждения фактов нарушения можно защититься от неправомерных действий коллекторских организаций.
Образец 2020
Скачать образец заявления в полицию на действия коллекторов. Скачать пример жалобы в прокуратуру.Куда жаловаться
Существует несколько организаций, полномочных рассматривать жалобы на коллекторов:
- Во-первых, нужно обратиться к руководителю коллекторского агентства и довести до сведения о наличии нарушений в действиях его сотрудников серьезных нарушений закона. Многие крупные взыскатели долгов предпочитают решить вопрос до суда мирным путем, поскольку в противном случае возможны негативные последствия в виде штрафа до 2 000 000 млн рублей или дисквалификации организации.
- Если обращение к руководству коллекторов не дало положительного результата, можно подать жалобу в один или несколько инстанций. Выбор организации, которая наиболее эффективно рассмотрит заявление, зависит от конкретной ситуации.
В ФССП
Судебные приставы ведут реестр коллекторских агентств и на них возложена обязанность по контролю за методами, используемыми в работе таких организаций. Сотрудники ФССП имеют право осуществлять внеплановые проверки по жалобе должника, содержащую сведения о нарушениях в деятельности коллекторов.
Подать жалобу к судебным приставам можно:
- при личном посещении;
- онлайн через интернет, заполнив готовую форму на официальном сайте.
В НАПКА
Организация является некоммерческим объединением крупнейших коллекторских компаний. НАПКА призвана развивать цивилизованный рынок по сбору просроченных задолженностей, поэтому заемщик имеет шанс получить защиту от незаконных действий участников организации.

О порядке подачи жалобы на МФЦ читайте в нашей статье.
Заполнить заявление можно на официальном портале НАПКА, однако приложить подтверждающие нарушение факты при подаче онлайн жалобы не имеется возможным.
В Роспотребнадзор
Эта инстанция защищает права потребителя и может оказать значительную помощь при проблемах с коллекторским агентством:
- Привлечь кредитора к административной ответственности при нарушении передаче прав требования третьим лицам.
- Оказать юридическую помощь в случае судебного обращения.
Заявление можно подать через интернет, заполнив специальную форму на сайте государственного органа. У заемщика имеется возможность приложить необъемные письменные доказательства.
В полицию
Жалуются в правоохранительные органы в особо сложных случаях:
- откровенных угроз при личном общении, по телефону, через близких и родственников, по соцсетям;
- изъятия или порчи имущества;
- физического насилия;
- вымогательства;
- обмана или мошенничества.
При написании заявления в полицию нужно тщательно подготовиться и запастись различными доказательствами серьезных нарушений со стороны коллекторов:
- распечатки звонков и сообщений;
- видеозаписи;
- свидетельские показания.
Сотрудники полиции обязаны:
- Отреагировать на заявление заемщика и завести дело.
- Провести проверку.
- В случае вины коллекторской компании – привлечь к ответственности выявленного нарушителя.
В Роскомнадзор
Этот госорган защищает персональные данные граждан. Роскомнадзор может привлечь коллекторов к административной ответственности в виде штрафа или выдать предписание об устранении нарушений.
В уполномоченный орган можно жаловаться, если нарушается порядок сбора и хранения, передачи персональной информации о должнике. Как правило, речь идет о:
- разглашении сведений о кредите и размере задолженности третьим лицам,
- использовании личных и рабочих номеров телефонов заемщика и его родственников для агрессивного запугивания.
Жалобу можно подать через официальный портал госоргана по специальной форме с приложением подтверждающих нарушения файлов.
В прокуратуру и суд
Наиболее мощным средством в борьбе с коллектором является обращение в органы прокуратуры. Писать жалобу в надзорный орган следует, если коллекторами применяются такие методы, как:
- угрозы;
- насилие;
- шантаж.
Обратиться в прокуратуру имеет смысл, если заявление в полицию или Роспотребнадзор не дали никаких результатов. Направить жалобу можно лично или по почте, а также в онлайн режиме на официальном портале надзорного органа.
Самый серьезный, сложный и действенный способ защититься от произвола коллекторов – обращение в судебную инстанцию. Выбор суда, полномочного рассматривать конкретное заявление, зависит от требований должника:
- не превышающих 50 000 рублей – мировой суд;
- превышающих 50 000 рублей – арбитражный суд;
- если в заявлении выдвигаются требования о пресечении преступной деятельности коллекторского агентства, целесообразно обратиться в районный (городской) суд.
Как подать через интернет онлайн
Направить жалобу через интернет в режиме онлайн можно на официальных сайтах госорганов. Для этого в специальных разделах предусмотрено заполнение формы с приложением необходимых документов.

Хотите пожаловаться на водителя общественного транспорта? Мы расскажем в статье — как это сделать.
Чтобы отправить жалобу на Билайн, достаточно следовать простой инструкции по ссылке.
Другим вариантом отправки жалобы является направление письма по электронному адресу уполномоченной организации.
Сроки рассмотрения заявки
- Судебные приставы и Роскомнадзор реагируют на жалобы достаточно быстро. На практике выездная проверка организуется в тот же или на следующий после получения заявления день. Итогом проверки становится акт, в результате которого виновные будут привлечены к ответственности. Однако ответа от указанных службы приходится ждать довольно долго – около месяца.
- При обращении в НАПКА заемщик получит ответ в течение недели по каналам электронной почты и, если факт наличия нарушений подтвердится, организация применит меры дисциплинарной ответственности.
- На рассмотрение заявления должника у полиции и прокуратуры имеется 1 месяц, если не обнаружатся обстоятельства, требующие дополнительного расследования.
- Судебное разбирательство может длиться 1-3 месяца.
Ответственность за нарушения
В соответствии с законодательством в случаях незаконных действий коллекторы могут понести ответственность:
- Конкретный работник может быть оштрафован в размере до 50 000 рублей, если в работе используются методы с нарушением закона, на коллекторскую компанию — до 100 000 рублей.
- При выявлении факта осуществления коллекторской деятельности лицом, которое не включено в госреестр, физическое лицо будет оштрафовано в размере до 1 000 000 рублей, а компания – до 2 000 000 рублей.
Многие граждане не решаются жаловаться на коллекторов, боясь бороться с устоявшейся системой. Однако при выявлении фактов незаконных действий при взыскании долгов коллекторская организация может быть привлечена к различным видам ответственности, вплоть до уголовной. Если гражданин не уверен в своих силах, можно обратиться за помощью в уполномоченные органы или заручиться поддержкой опытного юриста.
Видео: Консультация специалиста
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.