Выполняя профессиональные функции, врачи и обслуживающий персонал поликлиник и других медицинских учреждений обязаны добросовестно исполнить свой медицинский долг. Если пациент усомнился в качестве обслуживания или его права были ущемлены, законодательство РФ оставляет за ним право написать жалобу на поликлинику или в адрес отдельного медицинского персонала.
Куда обратиться
Законодательной основой во взаимоотношениях пациентов и сотрудников медицинских учреждений являются:
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
- конституция, которая провозглашает право граждан получить на бесплатной основе качественные услуги врачей;
- более детализированные правила построения взаимоотношений изложены в ФЗ-№–323.
Даже если простой человек не осведомлен о регулировании медицинской деятельности, он может смело возразить на любое давление или неаргументированные действия со стороны медсестер или самого врача.
Итак, если конфликт все же произошел, рекомендуется написать жалобу в следующие инстанции:
- В адрес самой больницы или поликлиники.
- Если на поданную жалобу никто не откликнулся, можно пойти дальше и написать претензию уже в отделение Минздрава по месту нахождения медицинского учреждения.
- Свое недовольство по поводу обслуживания можно направить представителям страховой компании. Именно полис ОМС считается гарантом комплексного обслуживания пациента и если какие-то обязанности, по мнению гражданина, не были выполнены на должном уровне, жалобу можно адресовать представителям страховой организации.
- Жители столицы могут выразить свои претензии по поводу некачественного обслуживания со стороны медиков на официальном портале Правительства Москвы.
- Через портал Добродел.
- Гораздо больше шансов на принятие мер, если жлоба будет отправлена в Прокуратуру.
- Конечной инстанцией для восстановления нарушенных прав пациента будет иск в судебный орган.
К главному врачу
В медицинском учреждении функция по контролю за деятельностью персонала возложена на главврача. Именно в его адрес должна поступить жалоба на первоначальном этапе. Некоторые несдержанные пациенты, пытаясь на месте решить выявленные проблемы, заходят в кабинет и выплескивают свои эмоции в устном диалоге.
Гораздо эффективнее в плане рассмотрения и устранения проблемных ситуаций считается отправка жалобы в письменной форме. Это можно сделать двумя способами:
- документ можно отправить на электронную почту поликлиники;
- путем изложения фактов на бумажном носителе.
В течение 30 дней с момента поступления претензии главврач должен принять одно из решений:
- Принять меры по указанным фактам нарушения и сообщить об этом пациенту.
- Если нарушения, по мнению руководства, были несущественными, признать жалобу необоснованной.
Иногда складывается такая картина, когда недовольный пациент ищет книгу жалоб, чтобы оставить в ней свои претензии. Однако, забегая вперед, отметим, что действующее законодательство не обязывает вести учет жалоб граждан по оказанным услугам: разве что жалобную книгу можно потребовать у частной клиники, которая на возмездной основе провидит лечение.
В страховую компанию
Полис медицинского страхования выдается каждому гражданину РФ и позволяет на бесплатной основе получить первичную медицинскую помощь, некоторые лекарства и проведение диагностических процедур.
Целесообразнее будет оставить жалобу на отказ или недостачу лекарств и медикаментов, которые включены в список бесплатных.
В минздрав
Министерство здравоохранения на сегодняшний день проводит государственную политику в сфере выработки стандартов для регулирования всей медицинской деятельности на территории нашей страны. В каждом регионе имеется отдельный департамент здравоохранения, куда люди могут обратиться за помощью при выявлении фактов некачественно обслуживания.
Вот несколько способов взаимодействия пациента с сотрудниками Минздрава:
- Первый способ реагирования на врачебную халатность – это звонок в контактный центр по телефону — 8 800-200-03-89 – все звонки по России бесплатные.
- Москвичи могут посетить общественную приемную по адресу ул. Неглинная, д. 25. Рабочий график – пн.-чт. с 9:00 до 17: 00 ч. В пятницу прием осуществляется до 15:45.
- Обращение можно составить на официальном портале ведомства – www.rosminzdrav.ru.
- Процесс обработки и рассмотрения претензии можно проследить, позвонив по номеру (495)-627-29-93.
Выявленные нарушения можно изложить непосредственно Министру Здравоохранения, записавшись на прием. Однако вероятность встречи с федеральным чиновником минимальная в виду большого количества желающих.
На портале Добродел онлайн
Добродел – это специальная площадка, на которой жители Подмосковья могут в упрощенном порядке наладить взаимодействие с органами исполнительной власти. Сервис был создан по инициативе Правительства Москвы и вот уже не первый год показывает свою эффективность в решении социальных вопросов жителей Подмосковья.
Чтобы выразить свое недовольство по поводу действий работников мед. учреждений, необходимо действовать в пошаговой последовательности:
- Завести личный кабинет на сайте Добродел.
- Найти раздел «Медицинские учреждения».
- В появившемся окне навести курсив мыши на вкладку «сообщить о проблеме».
- Из представленных тем необходимо выбрать проблему, которая соответствует предмету жалобы.
- Выбрав название темы, нужно полностью описать суть проблемы. Здесь важно следовать рекомендациям портала: то есть сопроводить письменные доводы различными аргументами. Например, можно приложить фотографию или видеозапись, если такая имеется.
- если он не согласен с решением, необходимо отметить галочкой «нерешенный»;
- если полученный ответ удовлетворил требования заявителя, можно поставить галочку «решенный».
Через сайт правительства Москвы
Официальный сайт мэра столицы С. Собянина – еще один помощник для столичных жителей в решении проблем с сотрудниками медицинских учреждений. Отправка электронной корреспонденции осуществляется на общих принципах:
- Сначала требуется регистрация.
- Выбор темы обращения.
- Отправка заполненной формы.
На портале есть актуальная сводка по всем поступившим жалобам от Москвичей, что позволит посетителям изучить чужие обращения перед тем, как составить собственную претензию.
В прокуратуру
В прокуратуру, как в прочем и в судебный орган, следует обращаться только в том случае, если выявленное нарушение сопровождено достаточным объемом доказательств, свидетельствующих о бесспорном нарушении прав гражданина. В иных случаях представители надзорной инстанции либо переправляют поступившиеся сообщения в адрес подведомственных структур, либо вовсе признают жалобу необоснованной.
Перед посещением прокуратуры пострадавший пациент должен вооружиться следующими аргументами:
- Ответы, полученные от других ведомств на первоначальные жалобы.
- Видео или аудиозапись разговора с врачами.
- Если обслуживание проводилось на платной основе, необходимо взять чек за предоставленные услуги.
- Бумажка, на которой врач перечислил список рекомендованных рецептов.
Если полученное сообщение будет в достаточной степени указывать на факты совершения противоправных действий со стороны медиков, прокурор проведет внеплановую проверку в течение 30 дней. В других случаях обращение может быть передано профильным ведомствам.
Иск в суд
Согласно положениям статьи 1068 ГК, юридическое лицо несет ответственность в пределах ущерба, который был нанесен его сотрудником при исполнении своих профессиональных обязанностей.
Подать иск на учреждение в целом или на отдельного врача можно при наличии следующих оснований:
- Отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление пациенту медицинской помощи по страховому полису.
- Неправильное назначение диагноза, от которого пациент получил существенный вред для здоровья.
- Халатность или небрежность со стороны врача или его персонала при выполнении хирургических операций, от которого пациент получил ущерб здоровью.
В отличие от жалобы, исковое заявление требует указания законодательных норм, в соответствии с которыми доводы пациента считаются законными и обоснованными.
Как написать жалобу на поликлинику
Если халатные действия врачей или персонала были выявлены в многопрофильном медицинском учреждении, жалобу можно отправить следующими способами:
- позвонить по номеру горячей линии и сообщить факты нарушений операторам;
- отправить жалобу в электронном формате через официальный сайт прокуратуры, минздрава и других ведомств;
- составить жалобу на бумажном носителе и передать ее главному врачу.
Образец 2020
Жалоба на действия медицинского персонала не имеет единой формы, однако требует максимально точного отражения всех событий произошедшего. Отсюда очень важно не упустить малейшие детали и соблюсти последовательность вносимой информации.
Структура жалобы:
- В шапке претензии указывается название медицинского учреждения и юридический адрес.
- Персональные сведения заявителя. Необходимо прописать фамилию, имя, отчество, адрес регистрации и активный номер телефона для обратной связи.
- Далее по середине листа пишется слово «жалоба», после чего заявитель указывает конкретного работника или учреждение в целом в качестве объекта проверки.
- Описательная часть. В ней гражданин должен сформулировать точную картину произошедших событий, описывая каждую деталь, которая может квалифицироваться как нарушение его прав. Обязательно нужно указать дату и время обслуживания.
- Заключение. Внизу документа заявитель просит ведомство принять определенные меры для устранения вывяленных нарушений. Также прилагаются все имеющиеся документы, и ставится отметка.
Сроки ответа и результат
Оформленные надлежащим образом претензии граждан проходят обработку в профильных ведомствах, которые выполняют контроль в сфере охраны здоровья. После поступления жалобы контролирующая служба в первую очередь обязана проверить содержание самого документа, после чего заявитель уведомляется о его принятии на рассмотрение.
Большинство организаций рассматривают жалобу в течение 30 дней. По истечении этого срока принимается одно из решений:
- Претензия признается обоснованной. Если в результате попустительства был нанесен ущерб для здоровья пациента, руководство поликлиника возмещает вред в полном объеме.
- Жалоба откланяется в виду отсутствия достаточных оснований для привлечения медиков к ответственности. При этом право на повторное обращение уже в другое ведомство за пациентом сохраняется.

Пожаловаться на судью можно двумя способами: подробности в статье.
Образец жалобы на ИП можно скачать здесь.
Таким образом, путем подачи жалобы на медицинские услуги недоброжелательных врачей граждане могут защитить свои конституционные права и предостеречь других пациентов от халатного отношения. Кроме указанных способов возражение можно отправить через сайт госуслуги. Для этого требуется регистрация и заполнение формы электронного документа.
Видео-репортаж по теме
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.