Во время производства судебного следствия возможны ошибки, а также умышленное отклонение от нормативов профессионального поведения со стороны следователя. Учитывая важность этой должности, для правильного проведения процедуры дознания при обнаружении подобных нарушений правомерно оформить жалобу на сотрудника Следственного Комитета.
Основания для претензий
Жалоба на следователя может быть оформлена только в том случае, когда имеются существенные нарушения со стороны работника Следственного Комитета. Признаками некомпетентности следователя или халатного отношения к своим обязанностям являются:
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
- Необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела.
- Прекращение уголовного процесса без веских причин.
- Намеренное затягивание следственного процесса.
- Трактовка имеющихся доказательств и свидетелей только в пользу одной стороны.
- Откровенное преступное поведение, которое может проявляться в виде незаконных требований о дополнительной оплате услуг работника СК, а также в психологическом или физическом воздействии на подозреваемых в совершении преступления.
В некоторых случаях вполне законные действия следователя могут трактоваться гражданами как нарушение их прав. Например, несвоевременное возбуждение уголовного дела позволит лицам, принимавшим участие в нём, выехать из страны, либо уничтожить улики, но при некоторых видах нарушений УК РФ необходимо получить подтверждение совершённого преступления.
На эту процедуру при выявлении экономических преступлений нередко требуется значительное время, поэтому прежде чем пожаловаться на сотрудника СК, необходимо убедиться в том, что его действия действительно нарушают действующее законодательство.
Куда пожаловаться
Убедившись в том, что следователь нарушает закон, можно приступать к составлению жалобы. Чтобы заявление было зарегистрировано, и в отношении сотрудника были приняты меры дисциплинарного воздействия, необходимо знать, куда направить жалобу.
Руководителю следственного органа
Для того чтобы жалоба на действия следователя была рассмотрена в кратчайшие сроки, рекомендуется направить заявление его непосредственному начальнику. Ответ в этом случае можно получить в течение 3 дней, но иногда возможно существенное увеличение времени рассмотрения жалобы по объективным причинам.
Во многих случаях руководители СК заинтересованы в том, чтобы информация о нарушениях в этой организации не была передана в вышестоящий надзорный орган, поэтому при своевременном обращении гражданин может надеяться на быстрое восстановление своих законных прав.
В центральный аппарат следственного комитета
Если жалоба начальству не привела к урегулированию спорной ситуации, то заявление подаётся в центральный аппарат Следственного Комитета. Этот вариант обращения граждан на работу следователя не потребует больших временных затрат, ведь оформить заявление можно через интернет.
Подать жалобу в центральный аппарат Следственного Комитета можно следующими способами:
- Направив через почту заказное письмо по адресу: г. Москва пер. Технический 2.
- Позвонив по «горячему» номеру: 8-800-10-01-260.
- Через интернет-приёмную этой организации по адресу sledcom.ru.
Перед подачей заявления в центральный аппарат СК необходимо также убедиться в том, что действие сотрудника действительно подпадает под категорию нарушений.
В прокуратуру
На бездействие следователя или выполнение им своих обязанностей не в полном объёме можно пожаловаться в прокуратуру. Подать заявление в этот надзорный орган можно 3 способами:
- При личном визите. Данный вариант позволит оформить жалобу на следователя в максимально сжатые сроки. Для подачи жалобы потребуется только наличие паспорта.
- Через доверенное лицо. Потребуется нотариально заверенная доверенность на предоставление интересов гражданина.
- По почте. Рекомендуется отправлять жалобу только когда первые 2 варианта подачи документа не могут быть осуществлены. К сожалению, работа почтовой службы не всегда бывает безупречной, и даже заказное письмо может быть утеряно.
В суд
Незаконные действия могут быть обжалованы в суде. Подача заявления в этот орган государственной власти осуществляется исключительно по месту рассмотрения уголовного дела. После регистрации жалобы документ должен быть рассмотрен в течение 5 дней.

Что такое административная жалоба? О понятии и особенностях подачи читайте в нашей статье.
После заседания суда выносится решение об отказе в удовлетворении жалобы, либо действия сотрудника СК признаются незаконными. В последнем случае следователь обязан полностью устранить нарушение в работе следственного процесса.
Как написать жалобу на следователя
Правильно оформленная жалоба позволит надзорному органу в кратчайшие сроки и наиболее правильно отреагировать на обращение заинтересованного в исходе дела гражданина.
Жалоба на следователя состоит из следующих обязательных частей:
- точное наименование органа, куда подаётся заявление;
- ФИО и контактные данные заявителя;
- описание сути проблемы с просьбой устранить нарушение закона;
- описание приложенных к жалобе документов, доказывающих недобросовестное отношение следователя к своим обязанностям;
- указание даты подачи заявления и подпись заявителя.
При написании документа следует воздержаться от использования ненормативной лексики, оскорблений и оценочных суждений в адрес личных качеств работника Следственного Комитета.
Образец 2020
Скачать образец жалобы на следователя.Как подать
Если жалоба на следователя будет подаваться без привлечения доверенного лица, то подать этот вид документа можно следующим образом:
- При личном обращении заявление подаётся в канцелярию.
- Если жалоба подаётся через Почту России, то обязательно оформляется заказным письмом с обратным уведомлением.
- Наиболее просто направить жалобу с использованием электронных средств коммуникаций. Многие государственные учреждения имеют интернет-приёмные, через которые можно пожаловаться на действия или халатное отношение к своим обязанностям государственных служащих, в том числе и на работу следователя по уголовному делу.
Порядок и сроки рассмотрения
После регистрации жалобы сотрудник надзорной организации внимательно изучает обращение. Жалоба рассматривается в течение 3 суток, но при подаче заявления в суд этот срок увеличивается до 5 дней. В некоторых случаях возможно существенное продление времени на рассмотрение жалобы с обязательным уведомлением заявителя.
По истечении указанного срока жалоба будет удовлетворена или контролирующий орган примет решение об отклонении заявления.
Правовая база
Перед тем как приступить к оформлению жалобы, рекомендуется ознакомиться со следующими нормативно-правовыми актами:
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02 мая 2006 N 59.
- Ст. 125 УПК РФ.
- Приказ Следственного комитета при прокуратуре РФ от 19 сентября 2007 N 17 (ред. от 08.04.2008) «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации».

Об основаниях и порядке подачи надзорной жалобы по административному делу читайте в статье.
Как написать жалобу в Добродел? Читать далее.
Если ссылки на вышеприведённые документы будут присутствовать в тексте жалобы на следователя, то даже при подаче заявления непосредственному начальнику значительно уменьшиться вероятность получения простой отписки. Такая юридическая подкованность значительно увеличит вероятность получения положительного результата при обращении в суд или прокуратуру, ведь в этих организациях все решения принимаются исключительно с опорой на нормы действующего законодательства.
Видео: Консультация специалиста
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.