Собственники квартир часто сталкиваются с некачественным оказанием коммунальных услуг. Управляющие компании или ТСЖ собирают плату за содержание и ремонт дома и при этом бездействуют. В таких случаях необходимо принимать меры, обращаться за помощью в надзорные органы.
Основания
Поводом для обжалования действия или бездействия управляющей организации является ненадлежащее исполнение ею своих обязанностей. Кроме того, подозрение на совершение мошеннических действий, например, необоснованное повышение тарифа, взимание дополнительных сборов на осуществление отдельных работ.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Наиболее распространенными причинами для жалоб являются:
- низкий уровень предоставляемых услуг, либо их отсутствие;
- ненадлежащая подготовка дома к отопительному сезону;
- неисполнение предписаний государственных органов;
- недостоверный годовой отчет о деятельности УК по управлению домом.
Таким образом, основанием для обращения может послужить:
- некачественная уборка подъездов и придомовой территории;
- затопление по вине неисправности инженерных систем;
- неправильное начисление платы за жилищную услугу.
Куда обратиться
Если есть нарекания к работе ЖКХ, нужно отстаивать свои права. Непременно обращаться с жалобами в государственные органы. Важно правильно выбрать инстанцию, чтобы по обращению была проведена эффективная работа.
В каждом регионе есть группа органов, занимающихся надзором за законностью в сфере жилищно-коммунальных услуг. Однако в ряде случаев и у других госорганов есть полномочия на проведение проверки:
- Например, гражданин может обратиться в ФАС за проведением проверки относительно тарифов.
- На общественных началах созданы интернет-порталы для сбора жалоб в сфере ЖКХ. Некоторые из них являются федеральными, как «РосЖКХ», есть и специальные сайты в отдельных городах.
- При администрациях создаются специальные телефонные линии для приема обращений граждан.
В управляющую компанию
Самый первый этап в обращении. Нужно письменно обратиться непосредственно в управляющую компанию, либо ТСЖ.
Проблема часто может быть решена уже на этом этапе. Тогда гражданин может сэкономить время, не обращаясь в другие инстанции. Если ответ так и не дали, либо нарушения в работе компании не устранили, это повод обращаться в вышестоящие инстанции. При этом у гражданина остается доказательство попытки урегулирования проблемы именно через управляющую организацию.
В жилищную инспекцию
В каждом регионе создана государственная жилищная инспекция. В ее основные функции входит:
- надзор и контроль за управляющими организациями в жилищной сфере;
- разрешение спорных вопросов, касающихся жкх, также входит в компетенцию органа.
После получения жалобы сотрудники ГЖИ инициируют проведение внеплановой проверки:
- По ее результатам устанавливается обоснованность заявления.
- Если были обнаружены нарушения, выдается предписание на их устранение.
- В случае отсутствия реакции со стороны управляющей компании, составляется протокол об административном нарушении и направляется на рассмотрение в суд.
В Роспотребнадзор
Деятельность по управлению домами является предпринимательской. А собственники помещений в многоквартирных домах – потребителями жилищной услуги. Соответственно при обнаружении нарушений в действиях управляющей компании гражданин вправе обратиться в Роспотребнадзор.
Роспотребнадзор осуществляет контроль за законностью в сфере оказания услуг потребителям. В этот орган целесообразно жаловаться на нарушения предоставления услуг:
- чрезмерно завышенные тарифы;
- отсутствие работ, на проведение которых взимались специализированные сборы;
- некачественное оказание услуг.
Принцип рассмотрения жалобы аналогичный ГЖИ. Проводится проверка, по ее результатам выдается предписание на устранение нарушений.
В администрацию города
Для регулирования сферы предоставления коммунальных услуг в городских администрациях создаются специальные департаменты. Они наделены полномочиями, в том числе, рассматривать жалобы на действия управляющих организаций.
Подать заявление можно в письменном виде. Для приема жалоб также открыта горячая линия. Позвонив, можно ообщить:
- суть претензий;
- контактные данные управляющей компании или ТСЖ;
- адрес дома.
По факту каждого обращения проводится проверка, принимаются меры реагирования.

О порядке подачи жалобы в суд читайте в статье.
В ФАС
В эту службу целесообразно обращаться, если есть подозрение на нарушение управляющей организацией антимонопольного законодательства. Таким нарушением может быть резкое увеличение тарифов за жкх.
ФАС проводит проверку, устанавливает причины повышения, обоснованность данных причин. В случае подтверждения доводов жалобы на управляющую организацию накладываются санкции. Размеры штрафов за нарушение антимонопольного законодательства весьма значительные.
В РосЖКХ
«РосЖКХ» — специальный общественный портал для любых жалоб в сфере коммунальных услуг. Обратиться туда можно только онлайн:
- Для того чтобы оставить заявление, необходимо заполнить электронную форму. Исходя из сути жалобы, портал предлагает возможность выбрать орган, куда будет направлено обращение для рассмотрения. Это поле можно оставить пустым, тогда заявление будет перенаправлено во все органы по умолчанию.
- Портал дает возможность подкрепить заявление доказательствами. Есть отдельная графа, куда можно прикрепить дополнительные материалы. Это могут быть фотографии, видеозаписи, подтверждающие некачественное оказание услуг.
- Кроме того, проанализировав суть претензий, платформа выдает ссылки на нормы закона, которые были нарушены в конкретном случае.
В прокуратуру и суд
Конечными инстанциями для подачи жалобы на управляющую организацию являются прокуратура и суд. Пожаловаться туда можно, если гражданин уверен в том, что управляющая компания нарушает жилищное законодательство.
По факту жалобы проводится прокурорская проверка. При выявлении нарушений в работе УК прокурор применяет следующие способы реагирования:
- вынесение предписания об устранении нарушений;
- составление протокола об административном правонарушении;
- передача материалов проверки в уполномоченный орган для дальнейшего рассмотрения.
Данную категорию споров рассматривают суды общей юрисдикции. Обращение в суд требует наибольших затрат времени. Необходимо составить грамотное исковое заявление, изложив не только суть требований, но и подкрепив позицию ссылками на закон. Для этого лучше обратиться к профессиональным юристам.
Сроки рассмотрения дела в суде зависят от многих факторов. Суд может вынести решение спустя полгода и более. Однако данное решение будет обязательно для сторон. Если УК или ТСЖ уклоняется от его исполнения, гражданин вправе обратиться к судебным приставам.
Как правильно написать жалобу на ЖКХ
Жалоба на действия управляющей организации может быть как от одного собственника, так и коллективная. В последнем случае указываются данные всех подписавшихся заявителей.
Жалоба на ЖКХ пишется в свободной форме:
- В нем нужно четко изложить суть претензий гражданина к предоставлению услуг ЖКХ. Если есть возможность сослаться на нарушенные нормы закона, необходимо это сделать. Так заявление будет более весомым.
- Если это некачественное оказание услуг, обязательно приложить доказательства. Это могут быть:
- фотографии;
- видеозапись;
- иные документы.
- В заявлении не должно быть эмоциональной окраски, оскорблений и нецензурных выражений. В таком случае учреждение вправе оставить обращение без рассмотрения.
При личной подаче жалобы необходимо изготовить второй экземпляр, чтобы поставить отметку о получении. Почтой направлять заказным письмом с уведомлением, чтобы была возможность отследить доставку. Если заявление подано через интернет, на электронную почту приходит письмо с информацией о регистрации и статусом заявления.
Образец 2020
Скачать образец коллективного иска на управляющую компанию. Основная часть жалобы не изменяется независимо от инстанции, куда она подается. Меняется только шапка с указанием органа. Обращение в суд требует составления искового заявления. Для этого лучше обратиться за квалифицированной юридической помощью.Как подать через интернет
Обратиться с заявлением можно онлайн:
- Например, через Госуслуги.
- Государственные органы, такие как Роспотребнадзор, ГЖИ и ФАС предоставляют возможность обратиться через интернет посредством заполнения специальной формы заявления на сайте органа.

О порядке подачи жалобы на Билайн читайте в статье.
Как пожаловаться в Министерство образования? Подробности читайте по ссылке.
Поданное в электронном виде заявление приравнивается к письменному. Срок ответа на него, согласно Закону об обращениях граждан, составляет 30 суток с момента его получения. Время можно продлить, но не более чем на 30 дней.
Возможность подать исковое заявление в суд или обратиться в прокуратуру в электронном виде не предусмотрена.
Видео-репортаж по теме
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.